Что такое витраж? виды и стили витражей. витражи тиффани

Переходим к работе

Техника витражной росписи довольно проста. Надо только соблюдать последовательность действий.

  1. Выберите подходящие трафареты — на них должны быть четкие контурные линии и достаточно пространства в деталях, чтобы заполнить их цветом.
  1. При помощи контура перенесите рисунок на заранее обезжиренное стекло, подложив под него отобранный шаблон. Контур следует наносить не жирными линиями, но и не пунктирными, еле заметными. Если линия контура “прорвется”, то краски могут перемешаться и смазать рисунок.
  1. Можете наносить краски, заранее выбрав цвета для каждой детали рисунка. Краски следует наносить, постепенно выдавливая из тюбика, равномерно, не очень толстым слоем, но и не оставляя разводов и точек. Чтобы убрать лишнюю краску, можно пользоваться кистями.
  1. Просушите изделие, оставив его в удобном месте на несколько часов. Витражи на стекле своими руками акриловые краски? Лучше не торопиться и дать краскам как можно лучше схватиться, не стоит использовать фены или другие способы быстрой просушки.
  1. При желании покройте прозрачным лаком высушенный рисунок.

Ваш витраж готов!

Вот несколько вдохновляющих фото:

Также вы можете посмотреть видео по витражной росписи.

Дополнительная информация: Витражи акриловыми красками на оконном стекле

Витраж на стекле берет свое начало еще в древности. Чаще всего его использовали в храмах и церквях. В храмах Германии и Франции были применены первые сюжетные витражи, выполненные в причудливых формах, из разных цветов, достаточно больших размеров. На витражах были изображены религиозные события, жизнь и быт святых.

Это так называемая живопись на стекле.

Разбираясь, как делать витражи своими руками, следует обратить внимание на технику, которая носит имя своего создателя. Суть методики заключается в том, что каждый отдельный кусочек стекла крепится при помощи специальной проволоки и пайки. Однако в домашних условиях и тут возникнет большое количество затруднений при изготовлении подобного элемента декора

Однако в домашних условиях и тут возникнет большое количество затруднений при изготовлении подобного элемента декора.

Доставшийся в наследие советско-раритетный рецепт включает клей БФ-2 и пасту из шариковых ручек. Наиболее актуальными и рассчитанными на долгий срок службы считают нитро-масляные краски, отлично ложащиеся, отлично держащиеся в рисунке на стекле и практически не имеющие недостатков.

Витраж на стекле – отличный способ украсить интерьер, придать окнам и вставкам межкомнатных дверей благородства и изысканности. И если раньше это был очень трудоемкой и дорогостоящий процесс, доступный только единичным мастерам, то сегодня это реально сделать своими руками.

Витраж — один из древнейших видов художественного декоративного искусства, которым украшали оконные проемы, чаще всего в готических соборах и храмах. Искусство витража пришло в Россию из Европы, и хотя оно было знакомо с XII века, но окончательно прижилось лишь в конце XIХ. Просуществовало российское витражное мастерство до революции 1917 года, а затем переродилось в советской тематике к середине ХХ века.

Витражное искусство появилось примерно в 12 веке. Начиная с того времени и до наших дней люди украшают витражами свое жилье. Витражное стекло стоит очень дорого.

Изготовляют такие стекла искусные мастера. Это очень трудоемкая и кропотливая работа. Для изготовления витражей применяются уникальные технологии.

Витраж на стекле своими руками может быть создан даже начинающим мастером, при условии, конечно, если будет выбрана доступная для исполнения техника, которых в витражном искусстве достаточно много. Витражи на стекле своими руками акриловые краски видео? В наше время специализированных магазинах и художественных салонах можно отыскать все необходимое для изготовления картин-витражей в современных упрощенных техниках, которые намного легче в исполнении, в отличие от классической технологии.

Это стало возможным благодаря современным разработкам и особым материалам, которые способны весьма достоверно имитировать “классику”.

Существует несколько способов создания витражей на стекле своими руками с минимальными материальными затратами и не требующие от вас особого мастерства. Для заливного метода потребуется алюминиевая проволока и витражные краски. Еще проще изготовить витражное стекло наклеиванием полупрозрачной самоклеящейся пленки.

Фацетные витражи

Фацетные витражи представляют собой оптимальную технику в случае, когда необходимо подчеркнуть особенность в архитектуре интерьера, а также определенный уровень достатка и жизни его хозяев. Уникальная способность подобного декора преломлять особым образом как естественный, так и искусственный свет, образует эффектное сияние, подобное драгоценным камням, таким, как бриллиант. Технология  создания фацетного витража соотносима с классической. Отличие заключается лишь в том, что все или несколько элементов стеклянной картины обрабатываются специальным образом в несколько этапов:

  • сначала при помощи специального станка под определенным углом со стеклянной поверхности срезается кромка;
  • далее она шлифуется, в результате чего становится матовой и не пропускающей свет;
  • заключительный этап – полировка, с помощью которой деталь делается полностью прозрачной.

Для создания витражей с фацетами обычно применяются полированные пластины стекла, имеющую толщину от 5 до 25 мм разной формы, размера и угла огранки. При возникшей необходимости усиления эффекта преломления лучей снимается более широкая фаска, для чего требуется стекло, имеющую большую толщину, что приводит к увеличению веса витража. Добросовестность обработки элементов и точность сборки обеспечивают длительный срок службы изделия. Также фацетный витраж может быть выполнен с помощью страз – стеклянных объемных элементов, имеющих огранку. Подобный декор предназначен для украшения любой поверхности из стекла. Закрепляются стразы при помощи специального УФ-клея. В результате этого изделие обладает наибольшей прочностью и небольшим весом.

Главные преимущества фацетных витражей – прочность конструкции, необычные визуальные эффекты, а также долговечность.

Виды витражных технологий

В мире существует большое количество витражных технологий. Каждая из них имеет свои особенности. Но всех их объединяет одна цель — они играют роль декоративной отделки. Витраж один из самых древних способов декорирования. В давние времена техника использовалась в украшении соборов и храмов. Особенной популярностью в то время пользовался английский витражный стиль. Сейчас предметы витража можно встретить в интерьере любой квартиры.

Самые популярные виды витражей:

  • классический витраж;
  • техника Тиффани;
  • Фьюзинг;
  • пескоструй;
  • расписной витраж;
  • пленочный;
  • фотопечать;
  • фацентный витраж;
  • матирование стекла;
  • 3 D витраж;
  • литой;
  • заливной;
  • комбинированный.

Каждая технология сложна в выполнении по-своему. Самой востребованной технологией ручной работы является заливной витраж. Украшение по данной технологии, можно исполнить самостоятельно в домашних условиях. Данную технику можно спутать с росписью стекла, но эти две техники имеют значительное отличие. А именно заливной витраж имеет рельефный контур.

Витраж Тиффани: мастер-класс

  1. Вырежьте каждый элемент рисунка из картона.
  2. В соответствии с трафаретами нарежьте стекла на отдельные фрагменты.
  3. Отшлифуйте острые края и неровности стекла.
  4. Оберните каждую деталь медной фольгой и спаяйте между собой.
  5. Покройте спаянные швы краской, имитируя контур.

Как видите, сделать витраж своими руками не составляет особого труда. Имея желание можно украсить окна, стеклянные двери, зеркала и многое другое. А техникой английского пленочного витража вы сможете украсить даже потолок.

Теперь давайте подробнее разберемся, как сделать витражные краски и имитацию свинцового переплета между элементами рисунка.

Как сплести кактус из бисера: мастер-классПоделки из бересты: несколько советов начинающимПоделки своими руками, как сделать часы из подручных материалов?Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему грибов, трафареты, поделки

Витражные краски можно приобрести в специальных художественных магазинах, но если в вашем городе таких магазинов нет или вы не хотите тратить много денег, то существует несколько способов изготовления красок в домашних условиях:

  • из клея ПВА и пищевых красителей;
  • из клея ПВА и стержней от гелевых ручек;
  • из масляных красок и растворителя;
  • из клея БФ-2 и ацетона;
  • из желатина и красок для ткани.

Если вы делаете краски первым способом, то возьмите обычную тарелку и смешайте в ней две чайные ложки клея ПВА с несколькими каплями жидкого пищевого красителя нужного цвета. Аналогичным способом делаются краски с добавлением пасты от гелевой ручки. Смешайте клей и пасту до однородного цвета.

Более сложным вариантом является изготовление красок с применением растворителя, нитролака и масляных красок. Смешайте 1/3 нитролака с небольшим количеством растворителя. Добавьте один тюбик масляной краски и перемешайте все до однородного состояния.

А также можно смешать в соотношении 1:1 клей БФ-2 и ацетон. Добавить к смеси любую растворимую краску и перемешать все еще раз с клеем. Теперь можно приступать к работе.

Еще одним недорогим способом является смешивание желатина и красок для ткани. Растворите желатин в теплой воде до набухания и добавьте краски.

Витражные краски сами по себе жидкие, на самодельные краски могут оказаться намного жиже. Добавление небольшого количества теней для век или сыпучих блесток исправит этот недостаток.

В заливном витраже используется специальный контур для витражных красок, а в других видах витража это место занимает специальный свинцовый переплет, имитацию которого также можно воссоздать своими руками. Для этого может быть использован свинцовый скотч, принцип работы с которым такой же, как и с обычным скотчем. Только свинцовый скотч очень тонкий, что позволяет легко его выкладывать по контуру, и имеет защитную пленку.

Также можно использовать алюминиевую проволоку, которая из-за своей мягкости может принимать любую форму, в том числе и плавные контурные линии. Приклеивается такая проволока с помощью посудного клея ПВА.

С помощью того же посудного клея ПВА, черной туши и алюминиевой пудры можно приготовить контурную пасту. Сначала смешайте клей с тушью, а потом добавьте пудру. Следует помнить, что такая паста не хранится и требует частого перемешивания в процессе использования, поэтому лучше сделать немного пасты.

Тщательно изучив все технологии изготовления витража, витражных красок, контуров и переплетов, вы удивитесь, как легко можно преобразить интерьер дома и создать особую атмосферу, имея лишь немного желания, терпения и времени. Ваши труды по достоинству оценят друзья и близкие, ведь настоящее произведение витражного искусства стоит больших денег.

Разновидности наборных витражей

В зависимости от того, какие стекла используются для производства, выделяют узорчатые, контурные и мозаичные витражи.

Узорчатые витражи

Набираются из прозрачного бесцветного стекла, которое отличается узорчатой поверхностью с неровной фактурой. Подбирая элементы с разными фактурами, мастера студии «Стеклосфера» создают завораживающие узоры и орнаменты. Важным выразительным средством в создании узорчатых витражей являются контуры свинцового обрамления, а также формы и размеры самих стеклянных деталей.

Контурные витражи

Особенность контурных, или силуэтных, витражей состоит в том, что главным композиционным элементом в них являются стекла в форме дисков. Обычно используются однотонные стеклянные диски. Они выкладываются в соответствии с задуманным эскизом, а между ними находят себе место и обычные плоские стекла разных форм. Средство крепления – свинцовая жилка.

Мозаичные витражи

По своей тематике мозаичные витражи представляют собой сложные геометрические узоры или растительные орнаменты. Специфика их заключается в использовании одинаковых по размеру и форме кусочков стекла. Мозаичный набор может представлять собой самостоятельное произведение, а может служить фоном для изображений, выполненных в других техниках.

Системы крепления витража к потолку

Стеклянные панно крепятся к основе несколькими способами. Выбор зависит от размера вставки, ее формы, площади.

Каркас типа Армстронг

Это вид конструкций, представляющих собой систему металлической обрешетки из Т-профиля. Он образует квадратные или прямоугольные ячейки, в которые устанавливаются плиты из разных материалов соответствующего размера и формы, в данном случае — витражное стекло. Потолки Армстронг удобны тем, что отдельный элемент всегда легко заменить без демонтажа всей отделки.

Российский аналог таких систем — потолки Албес, тоже на основе Т-образного профиля. Установочные комплекты выпускаются в 11 типоразмерах. Потолки дополняются оборудованием для подсветки — точечными приборами и светодиодной лентой.

Деревянная конструкция

В этом случае стекло обрамляется рамой, которая напоминает оконную, которая крепится к потолку. Принцип фиксации тоже похожий: стекла закрепляются в обрамлении при помощи тонких штапиков.

Витраж в древесной оправе иногда обходится дорого, особенно если используются элитные сорта сырья. К тому же вес такой конструкции может быть довольно большим, что нужно учитывать при составлении проекта дизайна в домах с легкими перекрытиями.

Недостаток деревянных каркасов в том, что их не рекомендуют устанавливать во влажных помещениях, с частыми температурными перепадами. Зато они придадут респектабельности гостиной и даже просторной прихожей.

Ниши в потолках из ГКЛ

Один из самых популярных способов обустройства витражей — вживление панно в ГКЛ-конструкцию. Строятся почти так же, как и ярусы в гипсокартонных многоуровневых потолках. Но отличия между ними есть.

В первом случае на базовое основание устанавливается направляющие — верхняя крепится непосредственно к перекрытию, нижняя предназначена для второго уровня, соединяющий профиль, и обрешетка — для нижележащего яруса. Направляющие, которые для этого используются, не гнутся по диаметру. Кривизна достигается за счет насечек на ней. По краю нижнего яруса устанавливается уголок. Для потолочных витражей вместо этой детали используется Т-образный профиль с шириной нижней детали 16 мм. Он припаивается к несущей части на металлическую монтажную ленту с перфорацией и прикручивается к верхней направляющей саморезом.

Нижний лист ГКЛ вырезается не строго по обрамляющему профилю вертикального перехода, а должен выступать за него на 5 см. В этом случае при монтаже появляется возможность подрезать край под форму стекла. Светодиодная лента устанавливается на припуске, а не на вертикальном переходе между уровнями, как делают, если потолок выполнен как под многоярусную конструкцию. Благодаря этому осветительные элементы не просвечиваются, что позволяет выбрать более чистые и прозрачные цвета красок для стеклянного панно.

Металлические сварные конструкции

В этом случае применяют каркасы с Т-образным профилем, подвешиваемых на анкерные крепежи. Отдельные элементы соединяются методом пайки или сварки. Каждая ячейка соответствует форме витражных деталей. Сочетание металла и стекла выглядит аутентично и напоминает классические витражи, которые устанавливались когда-то в замках, церквях и т. д. Сварные конструкции обеспечивают максимальную жесткость и надежность витражным вставкам, защищают потолок от повреждения.

Из для изготовления каркаса обычно используются:

  • латунь — не подходит для больших витражей;
  • алюминий — не выдерживает крупные панно, имеет заметные швы;
  • ковка — самый дорогой и надежный вариант.

Металлические каркасы используются с подвесными конструкциями — например, гипсокартонными.

Точечная роспись по стеклу

Опять же, название этой техники тоже говорит само за себя. Изображение формируется набором точек, сделанных контурами, причем цвет и насыщенность его можно варьировать не только цветом, но и плотностью точек, а оттенки меняются в том числе при постановке точек разных цветов друг рядом с другом.

Трудоемкость написания картин в этих техниках примерно равная. Такая методичная техника используется не только на стекле и керамике. С помощью этой техники, украшают все и на любых поверхностях… от обложек до одежды.

Точечная роспись по стеклу и керамике очень популярна в мире и пользуется большим спросом

Вам нравятся картины, написанные витражными красками? Если вы хотите попробовать написать что-то удивительное и необычное, но не знаете, как к этой технике подступиться — не переживайте. Все мы когда-то начинали.

Картина на стекле «Девочка, играющая с кошкой на подоконнике»

В своё время я записала  мастер-класс по витражной росписи по стеклу для начинающих, в котором подробно, понятно и по шагам показала и рассказала, как нужно создавать витражную картину, даже если вы делаете это в первый раз.

Причем мастер-класс основан на работе с профессиональными сольвентными красками, и после него вы точно будете знать как нужно писать настоящие произведения. В уроке я использовала основную контурную технику, но есть в картине моменты, в которых присутствует бесконтурная и точечная техники.И как сказал древнегреческий философ Пифагор : «Дайте каждому дню Шанс стать самым прекрасным в Вашей жизни!»

Так что если вам интересно переходите и смотрите — мастер-класс записан специально для вас!

Также, если вы уже расписываете стеклянные изделия, то можете попробовать свои силы в новой технике — витражные краски на на холсте. Анонс урока вы найдете здесь. Это новое направление в смешанной технике, которое завоевывает любовь у многих людей.

Видео на заметку: пример расписного витража для дома

Готический стиль

Работая над композициями, мастера старались отразить приверженность к чему-то возвышенному, утонченному. Готический витраж – это воплощение изящества и величия. Чтобы выделить подобные черты, элементы витража создавались на фоне сочетающегося с ними интерьера.

Основой служили архитектурные здания с огромными окнами, в каждом из которых было обязательным наличие изображения в этом стиле. Чаще всего зритель мог наблюдать сюжетные сцены бытового и религиозного характера. Стекло окрашивалось в яркие цвета, а затем на нем выскабливали силуэты людей и живописные узоры.

Готическому витражу присущи насыщенные тона и стремительно тянущиеся вверх формы. Основными цветами для изображения орнамента служили красный, фиолетовый, синий, желтый и коричневый. Для придания контрастности использовали черные, зеленые и рубиновые тона.

Техника

Что такое витраж в современном понимании? К данному виду монументального искусства относятся любые прозрачные изображения, выполненные либо на самом стекле, либо на его отдельных элементах. Они могут представлять полную картину или орнаментальную декорацию. Выше мы уже упоминали о том, для заполнения каких прикладных предметов домашнего обихода может использоваться витраж.

Идеи, которые были воплощены современными профессионалами, значительно расширили технологическое исполнение узоров. Например, ранее для скрепления стеклянных отрезков использовались свинцовые перемычки. С металлической фольгой, пришедшей им на смену, работать стало гораздо удобнее. За счет своей гибкости она делает изделие более эластичным и позволяет складывать фрагменты рисунка с применением выпуклостей или впадин. Соединительные контуры, выполненные таким способом, выглядят тоньше и изящнее.

Популярными стали композиции, нанесенные на пластиковые окна. Их размер варьируется с учетом доступа света в помещение. Для их исполнения применяют комбинированную технику. Картины могут выкладываться из бесцветных стекол в сочетании с окрашенными. Весь рисунок или отдельные его части оформляются росписью с использованием керамических красок.

Витражи на стекле могут выполняться полностью из плотного прозрачного материала, на который нанесен контур геометрического рисунка или композиции из цветов. Завершающим этапом в этой технике является нанесение красочной декорации.

В работе используются стекла, прошедшие предварительную обработку. Таких способов существует немало. Сюда относятся различные методы резки, гравировка и шлифовка. Чтобы создать имитацию деформированного стекла, его обрабатывают с помощью химических реактивов. Такой способ называют травлением. Подобный эффект достигается путем воздушной струи с песком, которая направляется на поверхность стекла.

В частности, виды витражей различаются по технике исполнения. Несмотря на многогранность такого мастерства, все-таки из них можно выделить 4 основных типа: готический (классика), фьюзинг, витражи Тиффани, имитация классических произведений.

История

Издавна витражи служили украшением для соборов и монастырей, но со временем они проникли в общественные и жилые помещения. Подлинные произведения искусных мастеров сохранены во Франции, Англии и Германии.

Было время, когда интерес к витражу был утрачен. В начале XVIII века, после продолжительного времени забвения, придворные мастера Западной Европы усердно работали над восстановлением старых технологий. Между тем были созданы новые рецепты для окрашивания стекол и постепенно совершенствовались способы соединения отдельных элементов.

Некоторые пытались имитировать витражи на стекле с помощью рисунков на бумаге, которые клеились в оконные проемы. При этом использовались масляные краски, которые со временем утрачивали свои свойства. В этот период витражное искусство мало было известно на мировом рынке.

В начале XX столетия витражная техника обрела широкий размах и стремительно шагнула вперед. Развитие технического прогресса послужило упрощению и скорости производства различных материалов, необходимых для выполнения декораций. Значительно расширилась и сфера их применения. В технике витража выполняются украшения для оформления зеркал, мебели, дверных проемов, потолков, светильников и ювелирных изделий.

Приведем краткие характеристики отдельных видов витража.

Пескоструйный витраж

— группа стекол, которые выполнены в одном техническом приеме, с использованием пескоструйной обработки. Они объединены общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Мозаичный витраж

— наборный витраж, как правило, в виде геометрического орнамента, напоминает мозаику. Мозаичный набор может быть использован как самостоятельный вид витража, либо может быть использован как фон.

Наборный витраж

— один из самых простых видов витража. Применяются заранее нарезанные стекла из которых на наборном столе создается витраж, как правило, без использования росписи.

Спечной витраж или фьюзинг

— рисунок этого вида витража создается с помощью совместного «запекания» разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).

Расписной витраж

— вид витража, в котором отдельные стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов.

Травленый витраж

— группа стекол, выполненных с помощью одного технического приема, который относится к технике травления. Группа стекол объединена общей композиционной и смысловой идеей и расположением в секциях рам.

Свинцово-паечный (паечный) витраж

— классический вид витражной техники, ставшей основой для других разновидностей витража. Это витраж, который собран из кусочков стекол в свинцовую оправу. Свинцовая оправа запаяна в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской, которая далее обжигается в специальных печах, благодаря чему она накрепко вплавляется в стеклянную основу, становясь с ней единым целым.

Фацетный витраж

— выполняется из стекол со снятой по периметру стекла фаской или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, так как такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает

Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

Комбинированный витраж

— допускает сочетание несколько приемов и техник, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.

В современных витражах используются различные декоративные вставки, либо применяются особые техники изготовления стекла, позволяющие сделать Ваш витраж неповторимым.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Спецдизайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: