Ремонт керамической кран-буксы водопроводного крана/смесителя

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА ОСНОВНЫХ ВИДОВ КУХОННЫХ СМЕСИТЕЛЕЙ

Такие изыски, как термостатические и бесконтактные смесители, хороши для ванных комнат. В кухне за место под солнцем ведут борьбу более практичные модели – традиционные двухвентильные и однорычажные. Общими элементами для них являются: корпус, носик (излив), аэратор, уплотнительные прокладки. В остальном они существенно различаются.

УСТРОЙСТВО ДВУХВЕНТИЛЬНЫХ КРАНОВ

Привычные глазу краны с двумя вентилями устроены довольно просто. Под маховиком, который вы крутите при эксплуатации конструкции, скрывается кран-букса – ее запорный элемент. Ниже представлено устройство такого смесителя для кухни в картинках.

Буксы в двухвентильном смесителе (в разрезе)

В изделиях, где для подачи или перекрывания воды требуется совершить несколько оборотов маховика, устанавливаются червячные буксы. В основе их работы лежат вращательно-поступательные движения. Чем сильнее вы открутите вентиль, тем больше прокладка буксы отойдет от так называемого «седла». Следствием этого является поступление воды во внутреннюю полость смесителя, а затем и в его носик (излив).

Червячная кран-букса для смесителя

В моделях, где для подачи воды достаточно совершить всего половину оборота, устанавливаются буксы с керамическими пластинами. При открывании крана отверстия в них совпадают, и вода поступает в носик.

Кран-буксы с керамическими пластинами

Стоимость кран-букс невелика, они всегда доступны в сантехнических магазинах, а их замена крайне проста.

УСТРОЙСТВО И ВИДЫ ОДНОРЫЧАЖНЫХ СМЕСИТЕЛЕЙ

Более современными и практичными являются модели кранов с одной регулирующей напор и температуру ручкой (рычагом). Смешивание воды в них осуществляется в полом шарике с тремя отверстиями или в специальном картридже.

Смесительный элемент в шаровых моделях имеет три отверстия, два из которых входные – предназначены для поступления в эту миниатюрную емкость горячей и холодной воды, а одно выходное – для подачи в раковину воды заданной температуры.

Устройство шарового смесителя

Сам шарик располагается на двух «седлах» из резины. Его смещение относительно них, осуществляемое при движении рычага, и позволяет регулировать напор, температуру изливаемой воды. Сверху шар фиксируется уплотнительной манжетой и стопорной гайкой.

Схематическое устройство шаровой модели кухонного крана

Принцип работы смесителя с картриджем, который заменяет шар, аналогичен. При этом внутреннее строение у них принципиально различное. В наличии все те же три функциональных отверстия, но внутри картриджа не полость, а специальные диски из металлокерамики. За счет их смещения относительно друг друга и степени перекрытия подающих отверстий при повороте рычага происходит регулировка подачи воды.

Сменные керамические картриджи

Конструктивное устройство

Любой шаровый кран состоит из следующих элементов:

Корпус. Обычно выполнен из латуни, реже нержавейки (бронзы), в бытовых коммуникациях встречаются и полимерные разновидности невысокой стоимости из полипропилена ПП. Корпус может быть разборным или цельнометаллическим с наружной или внутренней резьбой на концах стыковочных патрубков. В коммунальной и промышленной сферах шаровые краны могут быть выполнены из других материалов (сталь, чугун) и иметь патрубки для фланцевого или сварного соединения с трубопроводами.

Затворный шар. Обычно элемент выполняют из коррозионностойких металлов — латуни, нержавейки, для соединения с поворотным штоком в каждом шаре имеется выступ с углублением или прорезь. Чтобы уменьшить трение и соответственно продлить срок службы седельных колец, латунный шар полируют и покрывают скользящими материалами – агдезионной медью и далее микропористым износостойким хромом.

Ручка. Ее обычно делают из стали, алюминия (силумина) с коррозионностойким защитным полимерным покрытием, или пластика. По форме ручки бывают двух видов: типа бабочки или консоли, представляющей собой рычаг. Некоторые производители для предотвращения самопроизвольного открытия или закрытия крана оборудуют консольную ручку передвижной защелкой, которая фиксирует ее в стационарном положении.

Рис. 4 Материалы изготовления на примере модели Bugatti

Седельные уплотнители. Сферический затвор изолирован от контакта с корпусом и вращается в подвешенном состоянии с опорой на две плоские кольцевые шайбы, выполненные из долговечного уплотнительного материала. Для колец бытовых шаровых кранов используют широкий ряд герметизирующих полимерных материалов, наиболее популярны следующие виды:

Тефлон PTFE. Термостойкий фторопласт (политетрафторэтилен, Polytetrafluoroethylene) белого цвета, мыльный на ощупь, был разработан в 1938 году, широко используется в качестве уплотнителей в разнообразной трубопроводной арматуре. Тефлон по химической стойкости превосходит все известные синтетические материалы, обладает очень низкой адгезией (липучестью), экологически безвреден, для снижения текучести армируется углеволокном. Тефлон способен оставаться пластичным и гибким в диапазоне температур −70 до +270 °C.

  • EPDM. Синтетический эластомер этилен-пропилен-диен-каучука (Ethylene Propylene Diene Monomer rubber) устойчив к агрессивным химическим веществам и маслам, работает без снижения физических качеств в температурном диапазоне от -50 до +150 °С.
  • NBR — акрил-нитрил-бутадиен-каучуковый эластомер, отличительной особенностью которого является высокая стойкость к истиранию, используется при рабочих температурах от -20 до +90 °С. В отличие от многих синтетических материалов, устойчив не только к агрессивным химическим реагентам, но и всем видам углеводородов: нефти, газу, метану, бутану, а также животным, растительным, минеральным жирам и маслам. NBR обладает высокой газопроницаемостью, в затворах седел нередко используют его модифицированный аналог H-NBR — гидрированный акрил-нитрил-бутадиен-каучук.
  • Viton — торговый бренд от фирмы Du Pont синтетических фторированных каучуков (СФК — их русскоязычная аббревиатура), полученных методом сополяризации мономеров, содержащих фтор. В результате проведенной операции материал превосходит все виды известных эластомеров по химической устойчивости — может работать в среде минеральных кислот, углеводородов (бензин, смазки, масла), различных растворителей (кроме ацетона, этилацетата, диэтилового эфира). Viton или FPM (Fluorinated propylene monomer) и FKM (Fluorocarbon) изностостоек и не подвержен горению, работает без потери физических свойств в диапазоне температур от -40 до +200 °С. Благодаря перечисленным свойствам Viton используют при работе в среде агрессивных высокотемпературных химических веществ в условиях, где не выдерживают натуральные или углеводородные каучуки. По утверждениям некоторых источников, материал не предназначен для эксплуатации в трубопроводах подачи питьевой воды.

Шток с уплотнительными кольцами. Является деталью, передающей вращение от ручки крана к затворному шару. Обычно ручку подсоединяют к верхнему концу штока двумя способами: сажают ее на прямоугольный профиль и фиксируют сверху торцевым винтом, или прикручивают самоконтрящейся гайкой на наружную резьбу шпинделя.

Уплотнительные кольца обычно изготавливают из фторопласта, NBR или Витона, нередко используют сочетания данных материалов.

Рис. 5 Кран шаровый 1/2″ — виды корпусов и соединительных патрубков

Как подтянуть

Одной из самых распространённых неисправностей считается подтекание кран-буксы из-под резьбы. Причина этому – потеря герметичности резьбового соединения, вызванная чрезмерным усилием на рукоятку смесителя или физическим старением уплотнительной прокладки.

Для того чтобы подтянуть кран-буксу понадобится 2 отвертки: с плоским и крестообразным шлицем, а также разводной сантехнический ключ (либо гаечный ключ на 17). План действий:

  1. Остриём отвертки подденьте декоративную заглушку на рукоятке смесителя, освобождая доступ к крепежному винту. Чаще всего заглушка имеет синий или красный цвет.
  2. Открутите рукоятку отверткой с крестообразным (или плоским) шлицем и снимите её.
  3. Разместите гаечный ключ на шестиграннике, который находится на корпусе буксы.
  4. Аккуратными ритмичными движениями по часовой стрелке подтяните её.
  5. Соберите смеситель в обратной последовательности.

Данный способ не всегда устраняет протечку. Если букса продолжает подтекать, то полноценного ремонта не избежать.

Вторая жизнь кран-буксы. Ремонт своими руками

Доброго времени суток, уважаемые самоделкины! В этой статье автор канала 1000 САМОДЕЛОК И СОВЕТОВ будет чинить капающий кран, а точнее заниматься ремонтом кран-буксы.


Кто-то скажет, что проще купить новую, и по-своему будет прав.


Автор же больше ценит время, потому что ремонт кран-буксы займет менее пяти минут, а поход в магазин более часа. Кроме того, для похода в магазин Вам придется демонтировать нерабочую кран-буксу, иначе не подберете нужную. Потратив на прочтение статьи пару минут, Вы сможете починить свой смеситель без посторонней помощи. Материалы и инструменты. Отвертка крестовая или шестигранная, зависит от Вашего крана. Разводной ключ либо плоскогубцы. Уксус или лимонная кислота. Медная проволока 1,6мм Резиновая прокладка, или резина толщиной 6мм

Совсем чуть-чуть теории для тех, кто впервые чинит кран, и автор приступит к практике. Как узнать, какие кран-буксы стоят у Вас?


По количеству оборотов вентиля. Керамическая кран-букса, в отличие от червячной, делает всего четверть оборота.


Она перестает капать, если надавить на вентиль сверху.


Червячная кран-букса может делать более одного полного оборота вокруг своей оси, и перестает капать, когда кран закрываете с усилием.


У керамической автор будет менять фторопластовое кольцо на самодельное, из медной проволоки.


У червячной кран-буксы меняется прокладка.


Прокладку можно купить, или вырезать из резины толщиной 6-7 миллиметров.


Самый бюджетный и быстрый ремонт можно сделать просто перевернув старую прокладку.


Если она без трещин — это сработает.


Для начала автор перекрывает воду. Порядок демонтажа керамической и червячной кран-буксы схожие.


Откручивает и снимает вентиль. Болтик будет прятаться сверху, либо сбоку. У Вас, возможно, болтик будет под отвертку. У автора — под шестигранный ключик.


После этого откручивает декоративную юбочку. Сильно не давить и не царапать, возможно она у Вас из пластика.


Под юбочкой будут грани под гаечный ключ.


Если у вас нет такого ключа, возьмитесь за грани плоскогубцами, и крутите против часовой стрелки.


Дальше все просто, если у Вас червячная кран-букса, меняете прокладку как говорилось выше. Если керамическая — понадобится небольшой кусок медной проволоки, диаметром не менее 1,6 миллиметра.


Вынимает силиконовую прокладку.


Затем две керамические пластинки.


Дальше, чем-то острым, снимает стопорное кольцо.


Иногда они загнивают и ломаются, это не страшно.


И выталкивает внутреннюю часть. Легко пошла.


Керамические кран-буксы очень надежные, но у них есть одно слабое место.


Вот эта фторопластовая шайба.


Со временем она изнашивается, становится тоньше, вследствие чего прижим ослабевает и кран начинает течь. Автор изготовит новую шайбу из медной проволоки. Проволока, которую он нашел, в диаметре почти два миллиметра. А требуется около 1,6мм. 3-4 десятки можно снять в наждачной бумагой, или обычным ножом.


Откусывает кусок проволоки и выгибает кольцо, прямо на кран-буксе.


Короткие отрезки проволоки гнуть тяжело, берите проволоку с запасом.


Вот такое колечко получается.


Теперь берет кусачки и одним движением откусывает оба конца.


Затем укорачивает колечко еще на один — два миллиметра, так будет лучше становиться на место.


Если на Вашей кран-буксе много извести, разберите и прокипятите все в лимонной кислоте.


Либо замочите в уксусе, и они станут как новые. Если автор оденет кольцо сюда, и начнет собирать, то оно не войдет.


Поэтому вначале опускает кольцо внутрь гильзы.


Все, что будет соприкасаться с кольцом смазывает смазкой. У автора есть немного литола.


Пробует одеть. Не идет, кольцо упирается в резинки.


Немножко разгибает кольцо и смазывает резинки.


Пробует еще раз. Получилось.


Ставит на место стопорное колечко. Если колечко сломалось, собирайте без него. Кран не потечет.


Теперь устанавливает на место керамические пластинки. Первой пазами попадая в упор.


И в прорезь для второй.


фиксирует их силиконовой прокладкой.


Вот и весь ремонт. Кран-букса больше течь не будет!


Спасибо каналу 1000 САМОДЕЛОК И СОВЕТОВ за подробную инструкцию. Я тоже буксы сам ремонтировал, но немного не так. Я делал подкладку между первой пластинкой и упором из 2-3 слоев изоленты, фигурно обрезая ее. Тоже рабочий метод, но держит до года, потом снова менять изоленту надо. Всем хороших самоделок! Источник (Source)

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Устройство буксы

Обе модели сильно отличаются друг от друга по конструктивным особенностям.

Конструкция червячной кран-буксы

Конструкция червячной кран-буксы

У червячной модели есть четыре основные детали:

  1. Шток – это стержень, состоящий из разных конструктивных частей. Сверху – квадрат, на который надевается барашек, поджимаемый винтом и шайбой. Чуть выше середины располагается кольцо, как неотъемлемая часть штока. Её предназначение – упираться в корпусе шлямбура, чтобы не опускаться ниже определённого уровня. Ниже кольца нарезана резьба.
  2. Шлямбур, он же корпус кран-буксы. В верхней части с внешней стороны на нём сделаны грани под гаечный ключ. Их используют, когда нужно выкрутить буксу из смесителя. В нижней части с внешней стороны нарезана резьба, с помощью которой шлямбур вкручивается в сантехприбор. Здесь же установлено резиновое кольцо, как уплотнительный элемент. Внутри шлямбура нарезана резьба, соответствующая резьбе на штоке. Внутри установлен сальник, обработанный смазкой. Он предотвращает прохождение воды через резьбовое соединение.
  3. Шайба, с помощью которой шток фиксируется в корпусе (шлямбуре).
  4. Запорный клапан. Внутри нарезана винтовая резьба, снаружи грани. Последние не дают клапану поворачиваться, когда вращается шток, потому что грани упираются в стенки корпуса кран-буксы. По резьбе клапан движется вверх или вниз, открывая или закрывая седло.

Читать также: Причины шума крана при включении воды

Конструкция керамической модели

Конструкция керамической кран-буксы

Керамическая разновидность по конструкции сложнее, поэтому и состоит из семи основных деталей:

  1. Шток без резьбы. Вместо квадрата, на верхнем конце сделаны шлицы для фиксации вентиля. Вентильную головку нужно прижать винтом. Есть металлическое кольцо, как и в червячной конструкции.
  2. Шлямбур в верхней части имеет грани под гаечный ключ. Есть внешняя резьба для вкручивания в смеситель, здесь же установлено резиновое кольцо. Ниже резьбы два отверстия для протока воды. Внутренней резьбы нет.
  3. Шайба для крепления штока в корпусе шлямбура.
  4. Переходник. Это специальная деталь, с помощью которой поворачивается подвижный диск. Он крепится в верхней части со штоком, а в нижней вставлен рожками в специально сделанные пазы на диске. По своей форме переходники у разных производителей отличаются друг от друга.
  5. Диск поворотный. В нём есть отверстия для протока воды и два паза для переходника. Размер отверстий и их форма могут быть разными. Внутри буксы диск может поворачиваться на 180°.
  6. Диск неповоротный керамический. По форме и размерам он такой же, как и поворотный, с теми же отверстиями для прохода воды. Только у него нет пазов под переходник, но есть два прямоугольных выступа. С их помощью он закрепляется в корпусе шлямбура, в котором сделаны специальные под них пазы.
  7. Вставка уплотнительная. Она располагается в нижней части шлямбура в его торце. С помощью резинового уплотнителя создаётся плотное примыкание к седлу смесителя.

Принцип работы

Обе модели работают по принципу вращения штока. Но у червячной шток движется вверх-вниз по резьбе, открывая и закрывая подачу воды. У буксы с керамической парой он остаётся на месте, но при вращении происходит совмещение отверстий керамических дисковых пластин. При этом вращение штока неполное, а всего лишь на 180°.

Принцип работы

Таким образом, принцип работы кран-букс двух видов сильно отличается. Но в процессе эксплуатации смесителя с червячной деталью можно регулировать напор и объём потребляемой воды, постепенно открывая или закрывая подачу. С керамическим сделать это сложнее. Скорее всего, в этом виновата привычка поворачивать рычаг или барашек до конца, что приводит к максимальному открытию седла. А максимальное открытие, в свою очередь, приводит к максимальному расходу жидкости.

Читать также: Правила замены крана на кухонной на мойке

Виды шаровых кранов и их применение

Кран сантехнический обычно изготавливается из латуни или стали. Эти материалы долговечны и прочны, они чаще всего используются при монтаже систем водоснабжения и отопления. Помимо этого для производства запорной арматуры применяется нержавеющая сталь, полиэтилен низкого давления ПНД и чугун. Но они не обрели популярность и используются лишь для обустройства специальных систем.

Краны шаровые латунные – особенности

Изделия из латуни имеют следующие преимущества:

  • невысокая стоимость;
  • надежность;
  • легкость;
  • простота обслуживания.

Из латуни можно создать только детали небольшого диаметра, поэтому этот материал используется при монтаже трубопроводов с маленькой пропускной способностью. Материал приходит в негодность при температуре выше +200°С.

Краны шаровые стальные – особенности

Сталь устойчива к механическим повреждениям, долговечна и может использоваться при монтаже магистрального трубопровода. Стальные детали используются при прокладке городских коммунальных систем.

Стальные изделия неспособны нормально функционировать при экстремально низких температурах (-40°С). Это делает невозможной их эксплуатацию в условиях Крайнего Севера.

Правильный ремонт полуоборотных кранов

Разновидности полуоборотных кранов и виды их поломок

В настоящее время на рынке стройматериалов представлено великое множество видов кранов

Человек, приобретая для себя данный элемент сантехники, больше обращает внимание на дизайн, совершенно не руководствуясь при этом качеством продукции, а также тем, подходит ли данный вариант крана к условиям, в которых будет в дальнейшем использоваться, особенно при наличии в кране жесткой воды

Схема полуоборотного крана.

В большинстве своем поломки смесителей объясняются повышенным уровнем жесткости воды и некачественностью деталей.

Многие владельцы полуобротных смесителей очень быстро сталкиваются с их поломкой и задумываются о том, как правильно провести ремонт.

Как правило, такие виды кранов при поломке начинают пропускать воду, которая сначала течет тонкой стройкой, а затем и мощным потоком. Сразу стоит сказать, что неправильный ремонт приводит к тому, что полуоборотный кран лишь на короткое время перестает пропускать воду, а затем снова начинает подтекать. Сами по себе полуоборотные смесители — это достаточно простая конструкция, поэтому ремонт вполне можно произвести самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов.

Несмотря на великое множество видов и форм данных кранов, все же можно выделить 2 основных вида: в одних таких смесителях стоят керамические буксы, в других обычные с резиновыми прокладками. Причина подтекания крана таится именно в поломке буксы. Даже несмотря на то, что в керамических буксах ломаться просто нечему, все же там есть полиэтиленовая прокладка-вставка, которая отвечает за плотность фиксации керамических вставок, а значит не исключена ее поломка. Определившись с типом, можно понять, какой именно ремонт потребует кран.

Ремонт полуоборотного крана

Схема устройства полуоборотного крана.

Перед началом работ нужно отключить подачу воды в квартиру. Далее, если есть такая возможность, лучше всего снять и затем разобрать кран: открутить фиксирующие болты, а также подводку горячей и холодной воды. После того как смеситель полностью снят, нужно снять заглушку: ее вполне можно открутить руками против часовой стрелки. Далее нужно отверткой с крестообразным сечением открутить болт, удерживающий ручку крана, и полностью вынуть его вместе с декоративной крышкой. Эти элементы лучше всего откручивать руками против часовой стрелки, чтобы не повредить покрытие. Далее следует гаечным ключом выкрутить кран-буксу и извлечь ее.

Кран-буксу с керамическими вставками нужно разобрать, чтобы добраться до дефектной прокладки. Стоит отметить, что полиэтиленовая прокладка у разных вариантов таких букс может различаться: поэтому лучше отправляться в магазин за ней, имея на руках старую. Замена полиэтиленовой прокладки полностью решит проблему подтекания, поэтому после установки данного элемента можно скрутить буксу и поместить его в исходное положение.

Полуобротные краны с буксой, имеющей прокладку, подчинить также легко, как и с керамической. По большому счету разобрать смеситель и вынуть буксу для замены прокладки можно способом представленным выше. Далее владельцам крана стоит решить для себя , хотят ли они заменить полностью буксу или же хотят ограничиться прокладками. Все дело в том, что замена прокладок в данном случае решает проблему лишь на время. Большинство специалистов рекомендуют полную замену буксы, так как, возможно, проблемы поломки в дефекте самой буксы. Приобретать новую буксу в магазине опять же лучше, имея на руках старую, чтобы не попасть впросак с выбором модели данного элемента смесителя. Новая букса устанавливается вместо старой, и затем все элементы собираются в исходное положение.

Для проведения ремонтных работ понадобятся следующие материалы и инструменты: прокладки или букса для замены, гаечный ключ, крестовая отвертка.

Ручные регуляторы

Ручная регулировка производится за счет вентиля, установленного на поводящей или отводящей теплоноситель от батареи трубах. Схема, в зависимости от вида системы отопления (двухтрубная или однотрубная) немного отличается:

Здесь всё просто, стало жарко–прикрыли вентиль, холодно–открыли.

Радиатор оснащается дополнительно ещё одним краном для того, что бы в случае появления протечки на радиаторе, её можно было устранить или заменить радиатор без отключения всей системы.

Как не надо регулировать температуру радиатора

Пожалуй, нужно акцентировать ваше внимание на одной важной вещи. Что для регулировки радиаторов нужно ставить именно вентили, не шаровые краны

Частенько на радиаторы ставят по два шаровых крана на случай внештатных ситуаций, когда данный участок требует срочного ремонта

Данные краны дают возможность произвести ремонт без слива системы отопления или перекрытия общего стояка дома. Некоторые регулируют батареи именно ими. Этого делать не стоит

Частенько на радиаторы ставят по два шаровых крана на случай внештатных ситуаций, когда данный участок требует срочного ремонта. Данные краны дают возможность произвести ремонт без слива системы отопления или перекрытия общего стояка дома. Некоторые регулируют батареи именно ими. Этого делать не стоит.

Шаровые краны являются запорной арматурой, у него есть только два рабочих положения, это открыто, либо закрыто. Никаких промежуточных рабочих положений он не имеет. Да он будет уменьшать скорость прохождения теплоносителя через радиатор на столько, на сколько вам это нужно. Но дни его будут сочтены. Дело в том, когда положение этого крана между «открыто» и «закрыто», шар, покрытый защитным слоем, начинает разрушаться мелкими частицами в виде песка, окалин, ржавчины, находящимся в теплоносителе. Особенно в теплоносителе центрального отопления. В местах нарушенного слоя начинает откладываться известковые отложения, ржавчина и прочее.

В итоге ручка крана вместе с шаром сначала перестает крутиться, а потом и вовсе начинают течь. Что приведет к ситуации, когда нужно будет сливать всю воду из системы отопления и перекрывать стояк дома, ведь кран, который был предназначен для этого, уже не работает.

Какие вентили использовать для регулировки

Для регулировки температуры батарей отопления применяют специальные радиаторные регулирующие вентили. Они специально предназначены для использования в системах отопления, как индивидуального, так и центрального. Они стойкие к теплоносителю, содержащему твёрдые частицы, а также способны к высокой пропускной способности. Существуют они, как с прямым, так и с угловым подключением.

Вентили эти надежны, долговечны, приемлемы в цене, эффективно справляются со своим прямым назначением. Единственным минусом ручных регуляторов является периодический контроль и регулировка. Приходится время от времени подкручивать, то в большую, то в меньшую степень, в зависимости от климата на улице, температуры теплоносителя и помещения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Спецдизайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: